«Основы бережливого мышления»
Авторский курс Станислава Логунова,
который вы можете самостоятельно провести в компании
Кто такой Станислав Логунов?
Председатель Совета директоров петербургской
строительной компании «МегаМейд»,
эксперт по бережливому строительству,
преподаватель, ментор и автор деловых книг.

Узнать больше о Станиславе
с чего начать
Соберите группу 6-12 человек. Все участники должны иметь непосредственное отношение к принятию решений в компании – быть руководителями 1-2 уровня. Запланируйте 3 встречи по 1,5-2 часа с шагом 1 неделя между ними.

1
Первое занятие
Продолжительность: 90-180 минут
Покажите группе первые два видео – «История» и «Принципы». Высылать участникам ролики заранее не стоит – лучше, чтобы видео смотрели все вместе и сразу перешли к обсуждению.
1. История
Продолжительность: 10 минут 49 секунд

Истоки бережливого мышления. Фредерик Тейлор, Генри Форд, Эдвардс Деминг. Подход Тойота к работе. Что такое «потери».
2. Принципы
Продолжительность: 9 минут 25 секунд

Бережливое мышление и его пять признаков. Универсальные принципы бережливого мышления.
После просмотра роликов обсудите с группой: кто уже знает/слышал о бережливом мышлении и производстве; все ли было понятно из видео; согласны ли участники с принципами – и стоит ли вообще продолжать заниматься.

Далее посмотрите ролик «Цикл Деминга».
3. Цикл Деминга
Продолжительность: 3 минуты 23 секунды

Процесс или результат? Ценность и поток ее создания. Что интересует клиента. Цикл Деминга (PDCA).
Обсудите с группой, применяется ли такой цикл у вас в компании – например, при внедрении нового. Отдельно остановитесь на той ценности, которую производит ваша организация. Соответствует ли она определению, прозвучавшему в видео?

По окончании обсуждения посмотрите ролик «Потери» – финальный для первого занятия.
4. Потери
Продолжительность: 9 минут 25 секунд

Бережливое мышление и его пять признаков. Универсальные принципы бережливого мышления.
После просмотра разделите группу на пары или тройки. Дайте участникам задание: каждая мини-группа за 10 минут должна выделить по три вида наиболее критичных и характерных потерь для компании.

Скорее всего, на всю группу у вас получится 4-6 видов потерь. Далее, уже всем вместе, нужно сузить фокус и оставить не более 3-4 видов.

Обсудите, что уже можно сделать с выделенными потерями. Наметьте планы на неделю, назначьте ответственных.

2
Второе занятие
Продолжительность: 90-180 минут
В начале занятия обсудите с группой, что произошло за неделю: что уже удалось применить на практике, какие потери участники смогли заметить самостоятельно, соблюдаются ли достигнутые в прошлый раз договоренности. Уделите этому не более 10 минут от занятия: ваша встреча не должна перерасти в производственное совещание.

Далее посмотрите пятый и шестой ролики курса – «Картирование» и «Пять почему».
5. Картирование
Продолжительность: 6 минут 45 секунд

Зачем нужна карта потока создания ценности и на чем нужно сфокусироваться при ее составлении. Шаги картирования.
6. Пять Почему и диаграмма Исикавы
Продолжительность: 3 минуты 10 секунд

В чем заключается метод «Пять почему». Важный вопрос «Зачем?». Как строится диаграмма Исикавы.
Обсудите, как можно использовать увиденное в своей работе – например, для детального изучения проблемных процессов.

Попробуйте прямо на встрече проанализировать какой-то процесс, поискать первопричину той или иной потери, составить макрокарту потока или карту процесса. Здесь также можно использовать разбиение на двойки-тройки и совместные обсуждения.

Снова разойдитесь на неделю с принятыми решениями и самостоятельными заданиями участникам группы.

3
Третье занятие
Продолжительность: 90-180 минут
На третьей встрече, после кратких итогов проделанной за неделю работы, покажите группе седьмой и восьмой ролики курса – «Система 5С» и «Прочие инструменты».
7. Система 5С
Продолжительность: 2 минуты 30 секунд

Шаги 5С. Система как непрерывный процесс. Примеры применения и результаты внедрения системы.
8. Прочие инструменты
Продолжительность: 7 минут 43 секунды

«Ноль дефектов» и «Точно вовремя», канбан, снимок рабочего дня, отчет формата А3 и другие инструменты.
Обсудите увиденное, совместно выберите инструментарий, который подходит под ваши задачи.

На основании всего, что обсуждали и делали ранее, сформулируйте проекты изменений. Помните: для группы 12 человек не должно быть более четырех проектов. Здесь же, на встрече, договоритесь о сроках реализации каждого проекта.

Договоритесь, по истечении какого времени вы подведете итоги каждого из проектов.
ВАЖНО!
Каждая ваша встреча должна влечь за собой конкретные действия. Проекты проектами – а все улучшения, которые возникают по ходу вашей работы, должны внедряться немедленно.

+
Дополнительные материалы
Для самостоятельного изучения
В качестве дополнения к курсу можно посмотреть несколько интервью Станислава Логунова с людьми, которые имеют непосредственное отношение к появлению и распространению бережливого мышления и бережливого производства в России.
Юрий Павлович АДЛЕР
Один из самых авторитетных специалистов в области менеджмента качества и бережливого производства в России, профессор НИТУ «МИСиС». Соавтор термина «бережливое производство».

Продолжительность: 25 минут 56 секунд
Юрий Тимофеевич РУБАНИК
Руководитель Центра Новых Технологий Управления, консультант в сфере повышения операционной эффективности, основатель и издатель сайта «Ассоциация Деминга».

Продолжительность: 25 минут 46 секунд
Ярослав ИВАНОВ
Генеральный директор Группы компаний КЭАЗ, на предприятиях которой давно и активно применяются инструменты бережливого производства.

Продолжительность: 42 минуты 12 секунд
Также вам стоит прочитать книгу Станислава Логунова «Путь самурая 2.0. Бережливое мышление» и еще пару книг из тех, что в ней упоминаются. Это повысит результативность ваших действий!
В бумажном, электронном или аудиоформате
Чем Станислав Логунов
может помочь лично
как преподаватель, наставник или ментор
Подписывайтесь!